Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов" города Губкина Белгородской области (МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов" города Губкина Белгородской области)
О школе
История школы
Губкинская средняя школа №1 старейшая в городе, со сложившимися традициями, с дружным, трудолюбивым коллективом энтузиастов-учителей, с интересной жизнью кружков, секций, школьных праздников и торжеств. На примере этой школы можно проследить основные моменты в развитии школьного образования города. В 1934 году в поселке при шахте КМА в одном из одноэтажных зданий бывшего конского двора помещика Коробкова открылась семилетняя школа. Это были маленькие, темные комнатки совсем не приспособленные для классов. С ростом поселка помещение для школы стало тесным ив 1936 году ее перевели в трехэтажное деревянное здание - дом помещика Коробкова, построенный в середине XIX века и расположенный в живописном месте рядом со старым парком и прудом. Школу преобразовывают в среднюю и присваивают имя Н.К.Крупской. С 1936 по 1939 годы школой руководил Михаил Иванович Спиридонов, участник гражданской войны, преподававший историю. Из учащихся старших классов он создал первую в школе комсомольскую организацию. Комсомольцы совместно с пионерами оборудовали в здании бывшей дворницкой барского дома зрительный школьный зал со сценой. Они организовали на пустующей площади у пруда нижний парк, высадив там деревья.
В школе преподавали высокообразованные педагоги. Преподаватель русского языка и литературы Нина Ивановна Бухлова, воспитанница Смольного института, вела литературный кружок, организовывала выставки к юбилеям писателей-классиков, ставила спектакли по их произведениям. Это было особенно важно. Так как подавляющее большинство учащихся были из окрестных сел. Техническими кружками руководила преподаватель математики и физики Наталья Владимировна Куликова, окончившая Высшие женские Бестужевские курсы. В 1939-1940 годах она возглавляла школу. Выпускник Воронежского университета биолог Николай Дмитриевич Сорокин, работавший в школе с 1938 года, после занятий уводил детей в поле или лес и на месте знакомил с флорой района. В 1940 году его назначают директором школы. В ноябре 1941 года Николая Дмитриевича призывают в Красную Армию и возвращается он в поселок в декабре 1945 года. В предвоенные годы в школе работало около 15 учителей, среди них: историк П.Г.Битюков, физик В.А.Понаморев, математик С.Д. Бухлов, физрук и преподаватель военного дела Ф.Н. Мелентьев, С. Махнева, О. Нефедова, преподаватель начальных классов К.Н. Крочакевич. В 1939 году в школе состоялся первый выпуск в количестве 18 человек, пятеро из них погибли на войне. В военные годы часть учеников-комсомольцев уходит на фронт, а часть помогает армии и фронту в тылу: роют окопы, ухаживают за ранеными, собирают теплые вещи для фронтовиков. Во время ВОВ школой руководила Клавдия Николаевна Крочакевич, выпускница Старооскольского педагогического техникума, работавшая в школе с 1936 года. Клавдия Николаевна была прирожденным педагогом и всю себя посвящала любимой работе. Часто в ее доме жили ученики, она умела находить общий язык с «трудными» детьми. В начале 1960-х годов К.Н. Крочакевич за многолетний труд и заслуги в области образования было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Во время оккупации школа не работала. Летом и осенью 1943 года в ней располагалась часть передвижного полевого госпиталя. Осенью 1943 года занятия в школе возобновились, но проходили они в подсобных помещениях. В 1944 году, после ремонта здания, школа вернулась на прежнее место. Парт не было, стульев тоже. Сидели и писали школьники на длинных широких досках, превращенных в столы и стулья. В послевоенное время школа обустраивается и быстро растет. В конце 1940-х годов она переполнена. В школу ходили не только дети рабочего поселка и села Коробково, но и из близлежащих населенных пунктов: сел Иотовки, Стретенки, Теплого Колодезя, Салтыково. Учащиеся занимались в три смены: с 8 до 12 часов - начальные классы, с 12 до 18 часов - пятыеседьмые классы, с 18 часов -старшие классы. Директор школы Н.Д.Сорокин создавал доброжелательную, творческую атмосферу. Он был настоящим интеллигентом: спокойным, уравновешенным, никогда не повышал голос. Под стать ему и завуч школы Тимофей Дмитриевич Винюков - такой же доброжелательный, спокойный, 3 тактичный. Преподавал он математику. Директор и завуч были похожи на родителей, которые бережно и заботливо воспитывали своих молодых коллег, свою смену. Педколлектив был в основном молодым - филолог Алла Ильинична Горбунова, математики Клавдия Сергеевна Агафонова и Лидия Николаевна Харитонова, преподаватель немецкого языка Мария Ефимовна Захарова. С 1948 года в школе работали супруги: историк Николай Павлович Алексенко и географ Антонина Ивановна Климашевская. Более старшими и опытными учителями были физик Лариса Михайловна Александрова, филологи Нина Дмитриевна Горева и Софья Ивановна Гизе. Софья Ивановна Гизе вела русский язык и литературу в 5-7 классах. Она прекрасно владела методикой преподавания предмета. На учительских вечерах и конференциях Софья Ивановна часто читала стихи своего любимого поэта В. Маяковского. Тактичная, выдержанная, она пользовалась большим авторитетом среди учителей, учащихся и родителей. В начальных классах работали опытные учителя: Клавдия Николаевна Крочакевич, Полина Ивановна Сафонова, Таисия Ивановна Полетаева (Жиленкова), Антонина Михайловна Шмелева и молодые Раиса Андреевна Яровая и Александра Михайловна Юркова. Р.А. Яровая преподавала в школе с 1948 года после окончания Обоянского педагогического училища, в 1950-е годы ей первой среди губкинский учителей присвоили почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Педколлектив был дружный, энергичный. Учителя имели хорошую подготовку и все свое время отдавали школе. Ученики старались учиться на «4» и «5», но были и неуспевающие, так как время было послевоенное, голодное, многие дети остались без отцов, погибших на фронте, матери были целый день на работе и не могли проконтролировать выполнение домашних заданий. К началу 1950-1951 учебного года в школу прибыли молодые учителя: биолог Мария Андреевна Немчина, математики Зинаида Михайловна Полухина (Комаревцева) и Мария Афанасьевна Масленникова (Тулинова), географ Таисия Ивановна Десятниченко, филолог Ольга Васильевна Попова (Васильева), историк Лидия Матвеевна Сидорова. В 1957 году я пошла в первый класс восьмилетней школы №3. Это были самые замечательные годы учебы. Классный руководитель Немчина М.А. - поистине человек высокой культуры и с нами ей было интересно работать. Но всю воспитательную работу организовывала Черных Таисии я Ивановна (Игнатова). В школе был прекрасный коллектив художественной самодеятельности, которым руководила вожатая, и мы занимали 1-ые места в городе. Никогда не забуду школьную сюиту «В солнечном Артеке», в которой были заняты все пионеры и комсомольцы. Хорошая школа спортсменов была подготовлена под руководством физрука Афанасия Федоровича Тулинова, туристические, слеты, походы на реку Оскол станция Котел. За каждым отрядом была закреплена комсомольско – молодёжная 4 бригада желдорцеха под руководством Вологи В.С. В школе работал театр , в который входили комсомольцы 8-а класса под руководством классного руководителя Немчиной М.А.
В 1950 году в поселке на ул. Победа было построено двухэтажное здание школы, рассчитанное на 400 учащихся. Со второй четверти школа стала заниматься в новом здании, но начальные классы оставили в старом. Новая школа с большими светлыми классами, актовым и спортивным залами, пионерской комнатой стала центром культурной жизни поселка. Кроме уроков учителя вели кружковую работу, занимались художественной самодеятельностью. В школе проводились интересные тематические и 5 праздничные вечера, которые тщательно готовили. После доклада были хорошие концерты, а затем танцы. Все учителя обязательно должны были присутствовать на вечерах, часто на них приходили и родители учащихся. Для них всегда оставляли два первых ряда в актовом зале.
Перед новым учебным годом школа разделилась на среднюю, занимавшую здание по улице Победа и семилетнюю — в барском доме. В средней школе остались: директор Н.Д. Сорокин, завучем прислали Василия Константиновича Покутнева (Т.Д. Винюков стал учителем математики, через год он возглавил школу рабочей молодежи) и учителя: Н.П. Алексенко, А.И. Климашевская, А.И. Горбунова, Н.Д. Горева, К.С. Агафонова, Л.М. Сидорова, Л.М. Александрова, М.Е. Захарова, К.Н. Крочакевич, A.M. Шмелева. П.И.Сафонова. Прибыли новые учителя: географ Александра Евсеевна Кузубова, историк Михаил Алексеевич Рудоманов, физик Мария Васильевна Алексенко (Рудоманова). Директором семилетней школы назначили Петра Григорьевича Власова, завучем - Александра Петровича Филонова. Часть учителей из средней школы перешли в семилетнюю. Это: С.И. Гизе, Л.Н. Харитонова, М.А. Немчина, Т.И. Десятниченко и другие. Прибыли новые учителя и среди них историк Казимир Иванович Сидоров. В 1953 году в школу завучем был переведен Василий Дмитриевич Башкатов, преподававший физику. Среди учителей средней школы А.И. Горбунова первой была награждена значком «Отличник народного просвещения». Ее избрали комсоргом учительской комсомольской организации и считали «заводилой» среди молодых учителей. 6 В 1954 году по улице Чайковского строится еще одна средняя школа. Директором назначают Ивана Григорьевича Панасенко. Школе по улице Победа дается №1, по улице Чайковского -№2, семилетней -№3. В 1953 году директором средней школы №1 назначают Ларису Михайловну Александрову, работавшую в ней с 1944 года. Выпускница Московского Государственного педагогического института 1938 года, она была грамотным, хорошо знающим учебную работу специалистом, прекрасно владеющим своим предметом учителем. В 1956 году ей присвоили звание «Отличник народного просвещения », в 1963 году - «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1957-1959 годы школу возглавлял Александр Михайлович Грищенко, преподававший историю. Летом в Белгородской области произошли территориальноадминистративные изменения. Упразднили Баброводворский и Скороднянский районы и образовали Губкинский. В Губкин приехало новое руководство. В августе 1959 года директором школы назначают Казимира Ивановича Сидорова, работавшего завучем школы №3. Ему пришлось сразу взяться за решение хозяйственных вопросов. До начала учебного года оставалось две недели, а система отопления к занятиям не была готова. При поддержке комбината «КМА руда» и председателя Белгородского совнархоза нужное количество батарей было получено и до начала учебного года их успели заменить в классах. В рекреациях и котельной ремонт проводили во время занятий. У школы была автономная котельная. Зимой 1960 года из-за сильных морозов на чердаке разморозились трубы, поэтому решили подключить школу к городской системе отопления. По улице Горького в 100 метрах от школы вели магистральную трассу. Трудность была в том, что деревья мешали технике прокопать канаву. На помощь пришли старшеклассники и учителя. Каждый учащийся взял по одному метру и через два дня траншея, нужной глубины, была готова. За десять лет во дворе школы образовался большой террикон шлака из котельной. Из этого шлака учащиеся с классными руководителями сделали наливные стены стрелкового тира. Появилась возможность для занятий стрелкового кружка и выполнения программы по военному делу. Эту работу организовал Сергей Павлович Каунов, преподаватель военного дела и физкультуры в старших классах. Учащиеся потянулись к спорту. Директор добивается разрешения о строительстве большого спортзала. Одновременно со спортзалом к школе в 1962 году пристраивают семь классных комнат на 280 мест. К этому времени в школе занималось полторы тысячи учащихся в две смены. Спортзал был единственным в городе, он стал центром его спортивной жизни. После уроков в нем проводились групповые игры и соревнования. Класс-победитель награждался поездкой на экскурсию в Крым, Полтаву, Спасское-Лутовиново, Ясную Поляну или еще куда-либо. Силами старшеклассников благоустроили школьный двор, построили 7 спортивную площадку. Во всех школьных делах учащиеся принимали самое активное участие. Весной и осенью они работали в совхозе «Авангард» и колхозе имени Ленина (с.Осколец). На заработанные деньги школа приобрела духовые инструменты и был создан духовой оркестр. С введением производственного обучения в школе организовали токарный цех, где установили одиннадцать разных станков. Обучались на них девочки. Занятия вел токарь комбината «КМА руда» Иван Степанович Куркин, обладавший большим терпением и тактом. Девочки изготавливали крепежный материал для автобазы №1 и жилищных контор, за что получали зарплату 15-20 рублей ежемесячно. Мальчики обучались по специальности автослесарь-шофер. Теоретические занятия проводил Василий Петрович Поминарнев, заместитель директора школы по производственному обучению, а практические проходили в мастерских автобазы № 1. В школе была старенькая довоенная машина ГАЗ-51. Воинская часть, стоявшая в городе, передала школе почти новую машину ГАЗ-63. На ней мальчики проходили практику вождения. Старую машину разобрали на узлы и разместили в автоклассе. Девочки получали удостоверение токаря, а мальчики водительские права, сдав экзамены в Старооскольской автошколе. Школа была хорошо оснащена техническими средствами, учебными фильмами, наглядными пособиями, что давало возможность перехода к кабинетной системе. Педагогический коллектив помогал директору, поддерживал все его предложения и начинания в учебно-воспитательной работе, в работе пионерской и комсомольской организаций, внеурочный занятиях. В школе была доброжелательная обстановка и хорошая дисциплина. Успехи в работе школы были замечены горкомом партии и горисполкомом, и К.И. Сидорова в 1964 году утверждают заведующим горОНО. Директором школы назначают Василия Дмитриевича Башкатова, имевшего большой опыт руководства школой №3 и возглавлявшего ее с 1957 года. Новый директор большое внимание уделял методической работе, он в числе первых внедрял в школе передовые методические разработки. Под руководством В.Д. Башкатова в школе были рождены десятки увлекательных дел: созданы зеленые патрули, зоны пионерского действия, завязалась дружба с бригадами коммунистического труда желдорцеха комбината «КМА руда», организовывались походы и экскурсии по местам боевой и трудовой славы. За активную работу с пионерами Василия Дмитриевича стали называть «пионерским директором».
В 1967 году в школе открыли первый в городе школьный краеведческий музей. Лидия Матвеевна Сидорова, учитель историии 5-8 классов была его создателем и хранителем. Вместе со своими учениками она собрала обширный краеведческий материал. В музее были представлены экспонаты, принесенные из походов и экскурсий: в заповедник «Ямская степь», Сергиевский лесхоз, на родину М.С.Ольминского в село Подсереднее, меловые пещеры у села Шмарное, на городские предприятия - ТЭЦ, аглофабрику, ЦРМ и другие. Здесь можно было познакомиться с флорой и фауной Губкинского района, историей развития КМА и его основных предприятий, узнать о первооткрывателях и исследователях КМА, выпускниках школы -участниках ВОВ и знаменитых земляках. По каждому разделу были подготовлены экскурсоводы. В музее проводились экскурсии и уроки. Школьники других городов и сел, приезжавшие в Губкин, обязательно посещали музей
Уроки Л.М. Сидоровой проходили живо и интересно с широким использованием учебно-наглядных пособий и краеведческого материала. Высокую оценку педагогическому мастерству Лидии Матвеевны не один раз давали методисты института усовершенствования учителей Белгородской области и учителя истории, посещавшие ее уроки. В 1971 году она была награждена значком «Отличник народного просвещения». В школе проводилась большая работа по профессиональной ориентации, трудовому обучению и воспитанию учащихся. В 1970 году В.Д. Башкатов выступил с докладом из опыта работы школы на Всесоюзной научно-методической конференции в г. Первоуральске. Позже этот доклад перерос в брошюру «Пути совершенствования трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации в Губкинской средней школе №1», изданную Белгородским областным отделом народного образования и Белгородским институтом усовершенствования учителей. Брошюра распространялась среди школ области как передовой опыт работы того времени. В 1964 году я вместе со своим классом перехожу в среднюю школу №1, где продолжила учиться и работаю по настоящее время. Хочется рассказать о комсомольской организации нашей школы, которой руководили Проскурина (Андреева ) Таня и Некрасова Маргарита. Это вожаки были влюблены в своё дело. Под их руководством проходили комсомольские собрания, ленинские зачеты, смотр художественной самодеятельности. Но есть такие моменты . которые остались в памяти на всю жизнь. Проскурина Татьяна вместе со своими одноклассниками и классным руководителем Сидоровой Л.М. организовали встречу с летчиком Героем Советского Союза участником Великой Отечественной войны Мересьевым А. Встреча проходила в школе. А потом все пошли на площадь им.В.И.Ленина, где снимали фильм о нем. В школу приезжал первый вожатый 10 Краснопресненского отряда Яков Ефимович Беренг вместе со своей воспитанницей Нагиной Ибрагимовной Хворостьяновой. В.Д. Башкатов настойчиво изучал опыт передовых школ страны по созданию учебных кабинетов, все приемлемое и доступное внедрял у себя. В результате Губкинская средняя шола №1 в 1971 году первой в области перешла на кабинетную систему обучения. Учебные кабинеты (всего 21), созданные в школе, считались лучшими в городе и области. На базе школы проводились семинары руководителей школ и органов народного просвещения, республиканские семинары директоров институтов усовершенствования учителей России, директоров школ-интернатов. Кабинеты школы постоянно реконструировали и вносили новое с целью достижения наибольшей рациональности. Кабинеты начальных классов оборудовали увеличенными досками, специально изготовленными застекленными стеллажами для хранения книг и учебно-наглядных пособий, фильмоскопами, проигрывателями, магнитофонами, два кабинета имели телевизоры. Кабинет физики располагал универсальной классной доской, специальным столом, в котором были вмонтированы кодоскоп, фильмоскоп, диапроектор, приспособление для опытов по электричеству, экран программного обучения, киноаппарат, радиоузел. Кабинет истории имел экран дневного кино, проигрыватель, магнитофон. В кабинете химии к каждому столу была подведена вода, электрический ток. Помимо этого были оборудованы кабинеты русского языка и литературы, математики, биологии, обществоведения, географии, английского языка, домоводства и профориентации. В кабинете домоводства девочки могли работать на четырнадцати швейных машинках, стояла там электроплита, было достаточно столовой, чайной и кухонной посуды. Кабинет профориентации на областном смотре в 1983 году занял первое место. В школе работала пионерская организация имени Н. Островского. Дружина на протяжении 16 лет была правофланговой в городе. Под руководством комсомольской организации в школе работали клубы по интересам, развернуто пионерское и комсомольское соревнования под девизом «Сияйте, ленинские звезды».В школе были две агитбригады, которые занимали 1-ые место в городе. Одна по военно – патриотической работе, а другая - по пожарной. Каждый проходили смотры художественной самодеятельности , в которых наши пионеры и комсомольцы были одними из лучших. Под руководством Коробейников Р.Ф. работал исторический музей , проводилась игра «Зарница». Башкатов В.Д. организовывал для лучших ребят поездки по родной стране. Это были поездки в Москву лучшим танцорам , лучшим пионерским отрядам и комсомольским организациям победителям в смотрах поездки организовывали в Симферополь, Харьков, Волгоград, Краснодон. Вместе с ребятами были всегда прекрасные 11 педагоги: Золотых С.И., Стесько Е.Н., Манюшко Ю.Г., Сидоенко К.И., Князева Г.Н.. А какие праздники труда, когда проходили операции «Миллион Родине», - сбор макулатуры, «БАМ» - сбор металлолома. Повседневной работой пионерской организации осуществлял Ленинский комсомол. Комсомол направлял в отряды лучших вожатых, организовывал слеты пионеров. В 1968 году в нашей школе начали работу ЗПД (зоны пионерского действия). Работа в зоне – это забота о престарелых, инвалидах войны и работа тимуровских команд по организации шефства над семьями советских воинов. Активисты «Зарницы» учили ребят ориентироваться на местности, изготавливать макеты оружия, проводили военную игру. Обязательно вместе с комсомольцами трудились над благоустройством своей улицы, сажали деревья, ухаживали за ними. Каждый отряд и первичные комсомольские организации носили имя героя (например имени З.Космодемьянской, З.Портновой, и т.д.) В школе работали 2 редколлегии , которые регулярно выпускали интересную и красочную стенгазету «Голос дружины», «Комсомольская жизнь». В школе работали копилка пионерских и комсомольских предложений . 1 сентября в школе устанавливалась большая коробка. На ней написано «Копилка пионерских и комсомольских предложений», по бокам нарисованы эмблемы маршрутов Всесоюзного марша пионерских отрядов. Предложения обсуждали на сборах и комсомольских собраниях, а лучшие брали в план его работы. В школе работал клуб «КИД» - это клуб интернациональной дружбы. Ребята проводили митинги, форумы солидарности с борцами за свободу. Знакомились с работой братских пионерских организаций социалистических стран, с детскими организациями всего мира. Каждый год КИДы отмечали 2 даты: 1 июня – Международный день защиты детей и 8 февраля –День юного героя антифашиста.
В школе организовали читальный зал и библиотеку, книжный фонд которой составлял 17 тысяч экземпляров художественной литературы и 5 тысяч учебников. Среди пятидесяти двух учителей, работавших в школе, двенадцать были награждены значком «Отличник народного просвещения», четверо имели звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В школе действовали пионерская (около400 человек), комсомольская (более 170 человек) и партийная (21 человек) организации. Кабинетная система, творческий подход к уроку и внеклассным мероприятиям большинства учителей, умело опиравшихся в своей работе на пионерскую и комсомольские организации, родителей и общественность позволили поднять качество обучения - школа в течении 8 лет (1966-1974 годы) подряд выходила на первое место в социалистическом соревновании. Несмотря на достигнутые успехи, В.Д. Башкатов приходит к выводу, что обучение и воспитание школьников могло быть значительно лучше при условии повышения качества руководства школой через совершенствование школьного планирования. Он разрабатывает планирование у себя в школе. 13 Опыт работы по теме « Планирование работы школы в повышении качества обучения и нравственного воспитания» обобщался Белгородским ИУУ. За добросовестный и плодотворный труд В.Д. Башкатов в 1965 году был награжден значком «Отличник народного просвещения», в 1974 году ему присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1983 году Василий Дмитриевич был освобожден от занимаемой должности по личному заявлению в связи с ухудшением состояния здоровья. Директором назначают Анастасию Семеновну Щербакову, ранее работавшую завучем в средних школах №2 и №3, отличника народного просвещения. Она продолжила работу, начатую В.Д. Башкатовым, по совершенствованию управления школой на основе самоуправления и самоконтроля. Стали регулярно проводить планерки администрации, отчеты и самоотчеты сотрудников на совещаниях при директоре, производственных совещаниях, заседаниях секций по предметам, педсоветах. Большое внимание уделялось продолжению образования и самообразования учителей: делались обзоры новинок литературы и научных достижений педагогики, периодической печати. Совершенствовалось педагогическое мастерство учителей путем взаимопосещения уроков. Проводились мероприятия и открытые уроки с последующим самоанализом и анализом присутствующих. На семинарах в школе, городе и области педагоги обменивались опытом работы, обобщали и распространяли передовой опыт. Классные руководители работали по планам, включавшим воспитание и укрепление дисциплины в школе, общественных местах и дома; культуре поведения и речи; преемственности в работе младшего-среднего-старшего звена; межпредметным связям на уроках и внеклассной работе. Продолжалась работа по пополнению учебных кабинетов наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Для обучения шестилеток в школе создали новые учебные кабинеты, оборудовали спальни, игровую комнату, спортзал. Во дворе построили военно-спортивный городок, организовали кабинет начальной военной подготовки и хранилище для оружия. В школе работал радиоузел. До уроков и на уроках физкультуры звучала музыка, проводились физминутки на переменах. Школьная библиотека стала центром информации. Проводились совместные мероприятия с библиотекой микрорайона, музеем истории КМА, с училищем №15, автобазой №1, милицией и ГАИ. Благодаря плодотворному труду педколлектива до 60% выпускников школы поступали в ВУЗы страны. В соревнованиях среди школ города ( в 1989 году в городе было 16 школ) средняя школа №1 занимала призовые места. За умело организованную методическую работу А. С. Щербаковой было присвоено звание «учитель-методист».
Образование и формы обучения
Форма обучения очная.